Как приготовить сусло для ассиста

Иконопись

икона, история иконописания, реставрация, редкие и интересные образцы икон, прориси, техника исполнения

среда, 29 октября 2008 г.

Ассист

10 х 10 см). Дайте клею высохнуть 5 — 10 минут. Чтобы золото не прилипло на участки без ассиста, воспользуйтесь тальком или зубным порошком. Для этого кистью №8 набрав немного сухого талька, пройдитесь по всей площади ассиста. Лишнее сдуйте. Не применяйте тальк перед нанесением клея — это ухудшает склейку!

Рисовую бумагу аккуратно напитайте льняным маслом и возьмите ей небольшой листик сусального золота. Если Вы применяете в качестве клея сусло или чесночный сок, то на участок клея, на который Вы накладываете золото нужно «подышать», как будто на замерзшее стекло, от влажного дыхания клей станет липким. Аккуратно наложите сусальное золото на клей и дайте ему высохнуть. И так по всей плоскости рисунка ассиста. Удалять лишнее золото лучше кисточкой белкой №8 после полного высыхания клея (15 — 20 мин). Если золото прилипло на краску, то возьмите ватный тампон и слегка смочите его льняным маслом и аккуратно протрите эти участки. Эту операцию нужно выполнять только после полного завершения накладки всего ассиста. Льняное масло со временем впитается в доску.

После того как масло полностью впиталось (1 -2 дня) ассист необходимо закрепить. Для этого подойдет любой спиртовой лак, можно использовать шеллак. Хорошо себя зарекомендовал «Фиксатив для угля, карандаша и пастели» выпускаемый Заводом художественных красок (С.-Петербург).

Источник

Завершение работы над иконой

АССИСТ

Часто в иконах поверх живописного слоя накладывали штрихи из сусального золота на одежды святых, крылья ангелов, на детали архитектуры, мебель – скамьи, столы, престолы. Эти златовидные лучи и называют ассистом.

На иконе, кроме фона и нимба, золото накладывается и в виде блистающих лучей или растекающихся струй на одежды святых и на все другие предметы, через которые подчеркивается проявление Силы Божией. Это златозарное сияние есть ассист. Ассист своим золотым струением знаменует непосредственное проявление Божественных энергий. Это наиболее определенное применение золота как символа Божественных сил, как выражение сверхчувственной формы, пронизывающей видимое. Ассист есть одно из наиболее убедительных доказательств метафизического значения иконописи. Эта тончайшая золотая сеть особенно выразительно завершает онтологический склад иконы. Итак, золото – это образ света как истины и славы, и через это икона есть образ Божественных энергий.

Материалы для ассиста:

-сусло или чесночный клей;

-свежий ржаной хлеб (лучше «бородинский»);

-кисть тонкая №1-2 (белка или колонок);

-мел тонкого помола или зубной порошок без добавок.

Приготовление чесночного клея.

1. Зрелый чеснок очистить, натереть на мелкой терке. Наиболее хороший клей получится из чеснока, собранного в июле.

2. Положить кашицу в марлю и выжать сок в баночку.

3. Накрыть тканью от пыли и сушить в тёплом непыльном месте до полного загустения (в тепле 1-2 месяца). В начале клей тягучий, как мед, затем кристаллизуется (застывает).

5. Перед работой берётся кусочек клея и разбавляется водой в нужной консистенции.

Приготовление пивного сусла.

1. 0,5л пива выливается в эмалированную посуду и ставится на водяную баню, где постепенно выпаривается. Чем выше вязкость пива, тем лучше сусло (более клейкое). В темном пиве клейкости больше.

2. Через 5-6 часов пиво сильно загустевает (становится примерно как густота жидкого меда), пока горячее переливается в баночку и сушится. При высыхании сусло затвердеет.Клей нельзя плотно закрывать первое время, т.к. он может быстро загнить и заплесневеть. Клей, высушенный в открытой посуде продолжительное время, долго хранится.

3. Для работы берется нужное количество, разводится водой.

Ход работы.

Ассист наносится, когда закончены живописные работы до личного письма. Красочный слой должен хорошо просохнуть.

1. Покрыть поверхность мелом сухой кистью или ваткой, как бы втирая. Остатки сдуть. Для уверенной работы можно сначала нарисовать рисунок водой (как бы расчищая место для ассиста).

2. Сусло или чесночный сок растворить водой в плошке или на палитре до консистенции густой акварели.

3. Тонкой кистью наносим рисунок для ассиста. Этот рисунок должен блестеть, иначе золото не приклеится. Наносить клей желательно, начиная с широкого конца и сводить «на нет».

4. обязательно дать нанесенному ассисту просохнуть, иначе при нанесении золота он сплющится.

§ Ассист на чесноке сохнет 20-30мин., а на пиве 5мин.

§ Клей из чеснока имеет больше возможности для создания объёмного ассиста как в старину, а пивное сусло – более пластично.

§ Чесночный клей лучше кристаллизуется, а сусло аморфно.

5. Скатать шарик из хлебного мякиша, золото нарезать небольшими кусочками. Придыхнув на ассист, положить золото хлебным шариком, катая его поперёк лучей.

6. После окончания работы счистить остатки золота по форме и по направлению лучиков мякишем или беличьей кистью. Если золото приклеилось в ненужных местах, снять его полусухой ваткой на черенке кисти, смоченной эмульсией.

7. Закрепить ассист лаком с пиненом (1:2) или шеллаком на следующий деньили через несколько часов. Лакнаносить тонкой кистью по направлению лучей, строго по ассисту.

Читайте также:  Перец тонкий длинный что приготовить

§ при ошибке рисунок из пивного сусла можно исправить: слегка смочив его водой, полусухой кистью (колонок) счистить ошибочную линию, припудрить мелом, написать новую линию.

§ при пропусках нужно придыхнуть их и положить заплатку.

§ если ассист на сусле сплющивается, то смешать его с чесноком 1:1 (чеснок придаст жесткость суслу).

§ чем жиже клей, тем тоньше ассист.

§ расстояние между лучиками должно быть в 2и>раз больше, чем ширина самого лучика, тк расстояние между лучами сокращается после золочения

§ если клей в процессе работы загустевает, развести водой;

§ линия ассиста до края чуть не доводится.

§ увеличивая или уменьшая размер иконы, нужно соблюдать масштаб в ассисте (также в надписи и декоре). Если, например, рисунок уменьшается, то в том же фрагменте сокращается количество лучиков.

§ линии ассиста желательно делать потоньше, чем должно, т.к. с золотом они будут смотреться шире.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Источник

Как делать ассист на иконе. Инокопь.

Инокопь или ассист (хотя ассист это на самом деле само вещество на которое клеется инокопь) — техника разделки одежд святого с помощью сусального золота.

Инокопь или ассист (хотя ассист это на самом деле само вещество на которое клеится инокопь) — техника разделки одежд святого с помощью сусального золота.

А́ссист (лат. assisto — стоять рядом, присутствовать) — в иконописи штрихи из сусального золота или серебра на складках одежд, перьях, крыльях ангелов, на скамьях, столах, престолах, куполах, символизирующие присутствие Божественного света, заменяя пробела.

Традиционно ассистом расписываются прежде всего одежды Христа, когда он изображается во славе: например, на иконах Воскресения, Вознесения, Преображения, Успения Пресвятой Богородицы, иногда в деисусном чине (как у Царя Славы). Со второй половины XVI века в русской иконописи золотом могла расписываться любая одежда святых.

С древности самыми стойкими способами приклеивания ассиста на Руси показали себя вывареное пивное сусло и высушеный чесночный сок. Греки, например, делали ассист еще и на сусло из гранатовых корок, что, кстати, популярно сейчас в Троице-Сергиевой Лавре.

Способ положения ассиста, например на пивное сусло. Традиционный.

Припорошить одежды святого мелом, лишнее аккуратно сдуть. Капнуть на крышечку от банки пару капель воды, взять тонкую кисть, смочить ее водой и набрать немного сусла. Сусло должно быть практически твердым, как карамель, а не как мед. Тогда золото на ассист ляжет очень чисто и практически не будет сдираться (даже подкорректировать будет сложновато). Сусло необходимо развести до нужной консистенции в зависимости от покрываемого элемента (нужно покрыть большое пространство или наоборот, тянуть тонкую линию). Кроме того, такое сусло хорошо тянется, края ассиста не рваные, как это часто бывает у некоторых иконописцев, использующих сусло выпаренное только до консистенции меда. Да, это значительно увеличивает срок изготовления сусла (мы например готовим сусло около месяца), зато и результат будет совершенно иным.

После того как сусло нанесли, ему необходимо высохнуть около 15 минут. После чего на горячее дыхание кладем кусочек золота и прижимаем. Особенно удобно это делать способом который показываем мы на наших уроках по золочению — на газетку. Когда заложили всю необходимую поверхность, аккуратно беличей кисточкой прижимаем и потихоньку очищаем лишнее золото. Остатки золота не выкидываем! Во-первых, в том месте где золото на сусло не приклеилось с первого раза, на горячее дыхание мы легко можем положить его в недостающее место и опять прижать. Во-вторых — мы можем использовать его для производства творенки (твореного золота), которое традиционно используется не для ассиста (!), а для золотопробельного письма (когда пробела на одежде прописываются не белилами, а твореным золотом, а потом еще и полируется агатовым зубком). Подробнее о твореном золоте можно прочитать в другой нашей статье по ссылке.

Как приготовить сусло — сначала мы берем натуральное пиво высокой плотности, обычно, но не всегда, чем дороже тем лучше =) На медленном огне долго вывариваем его, обычно около 12-18 часов, так чтоб оно не кипело. Желательно это делать на даче, так как запах горячего пива не для слабонервных, либо с хорошо работающей вытяжкой. После чего, когда пиво достигнет консистенции меда перелить его в баночку и сушить до консистенции твердой карамели. У нас обычно на это уходит около месяца. Мы готовим пивное сусло сразу большой партией, поэтому если нет желания варить сусло самостоятельно или нет времени ждать, вы можете приобрести его у нас. Баночка содержит 12-15 гр, этого хватает на очень долгое время, на год, наверное, интенсивной работы. Хранить его желательно с неплотно закрытой крышкой, чтоб сусло высыхало все больше, но пыль не попадала.

Альтернативные варианты нанесения инокопи (ассиста).

Хочу оговориться, что каждый из этих способов имеет ряд недостатков, порой очень существенных. Мы рекомендуем обратиться к традиционному способу на сусло или чесночный сок.

Читайте также:  Как можно приготовить завтрак любимому

Вариант первый, самый из них приемлемый. Это написание ассиста с помощью твореного золота.

Оно представляет из себя краску из натурального золота, которую наносят тонкой кистью. Традиционно творенка используется для написания золотой парчи на одеждах некоторых святых и золотопробельного письма (о чем мы писали выше в этой статье). Инокопь (ассист) же предполагает нанесение золота листовым методом, а не как краской (выглядит это в итоге совершенно иначе). Кроме того, лучи у инокопи соединены обычно вместе и тянутся, растягиваются от места соединения. Добиться такого эффекта легко с помощью сусла, и намного сложнее- твореным золотом. Некоторые мастера раньше писали инокопь творенкой, но классикой это не стало. Сейчас же, грубо говоря, творенку используют вместо инокопи часто тогда, когда не умеют (а скорее боятся) пользоваться суслом, хотя как видно из этой статьи, это совершенно не сложно. С другой стороны, такая имитация инокопи не отвалится со временем, ее можно даже наполировать. Но эффект совершенно иной.

Вариант второй — использование «молочка» Doratura — спиртового или на водной основе акрилового клея для золота.

Преимущества работы с ним — легко купить в художественном магазине, легко наносить состав на икону. Минусы использования этого состава в качестве ассиста — любой художественный состав на основе акрила имеет срок «жизни» не более 25 лет. Именно по этому мы не используем в своей работе акриловые грунты, левкасы, о чем подробно описали в этой статье, как выбрать левкас. Так же из-за состава, такой ассист легко снимается с поверхности, как жевательная резинка.

Кроме того, ассист на такое «молочко» получается крайне мутным.

К сожалению многие выбирают этот состав для работы сейчас, не учитывая, что будет с этой иконой через несколько десятилетий, не говоря уже веков. Скорее всего, происходит это из-за того, что достать готовое к использованию пивное сусло для ассиста сложно, а варить самостоятельно — трудозатратно. Мы пытаемся решить эту проблему и принести в массы преимущество золочения на пивное сусло, как это делали иконописцы древности. Вы можете купить его у нас, либо изготовив самостоятельно по инструкции указанной выше.

Вариант третий — катастрофический. На одном из мастер-классов ученица рассказала, как обучают ассисту у них в иконописной мастерской. Вначале золотят всю доску, после чего пишут поверх золота икону и ВЫСКРЕБАЮТ ПИГМЕНТЫ до золота в местах где должен быть ассист, таким образом у них получается инокопь. Это очень сильное нарушение иконописного процесса! Писать по золоту категорически нельзя! Этому мы посвятили отдельную статью, будем надеяться чем больше учеников иконописцев прочитают эти статьи, тем больше сохранится икон, написанных ими.

Источник

Правильный КИВИНГ, или как сделать сладкий сидр

Всех приветствую!

Решил посвятить отдельную тему этому вопросу, т.к. это очень важная, и широко обсуждаемая тема на зарубежных форумах. У нас я не увидел даже упоминания об этой процедуре, но зато видел много вопросов о том, как сделать сладкий и игристый сидр без танцев с бубном, но с долгим эффектом. Но прошу заметить, я не претендую на единственно верный способ, я всего лишь хочу показать альтернативный метод, который кому-то может быть придётся по душе.

Кивинг (keeving) – традиционный французский метод для удаления из сидра пектина и лишних питательных веществ для дрожжей, что позволяет снизить скорость брожения, и естественным образом его затормозить, оставляя в сидре некоторое количество сахара.

После измельчения яблочная мезга оставляется на некоторое время для активации природных энзимов, трансформирующих пектины. Затем мезга отжимается для получения сока. Через несколько дней, в сок добавляется кальций, обычно в виде мела и небольшого количества столовой соли. Кальций объединяется с пектиновыми кислотами, что приводит к формированию нерастворимого геля. После начала брожения, пузырьки углекислого газа, поднимают гель наверх, и таким образом формируется на поверхности корка, называемая французами chapeau brun – коричневая шляпа. После окончательного формирования шляпы, сусло под ней становится абсолютно прозрачным, и его можно перелить в другую ёмкость.

В основном, успех этого метода зависит от наличия натуральных энзимов на яблоках, которые были использованы для приготовления сусла. Но в наше время можно купить для этой цели специально выпускаемые PME. Это поможет избежать разные неприятные сюрпризы.

К сожалению, даже добавление PME не гарантирует успех. Есть две основные причины:

1. Преждевременное начало брожения

2. Недостаточное количество пектинов в сусле.

Так же может случиться, что после окончания процедуры, сусло всё же содержит в себе излишние питательные вещества для дрожжей, что в конечном итоге приводит к получению сухого сидра.

Чтобы процесс кивинга был успешным, необходимо соблюдать основные принципы:

1. Для приготовления сусла обязательно использовать яблоки поздних осенних, и осенне-зимних сортов, с минимальным содержанием азотистых соединений, и большим содержанием пектина. Здесь конечно нужно поэкспериментировать с теми яблоками, которые вам доступны.

2. Яблоки должны быть обязательно созревшими, и даже немного перезревшими. В таких яблоках увеличенное содержание пектина, и уменьшенное содержание азотистых соединений.

3. Температура в помещении, где делается сусло должно быть 8-10 градусов. Если она выше 12 градусов, то это увеличивает риск преждевременного начала брожения. Но желательно, чтобы температура была не ниже 4 градусов.

Читайте также:  Как приготовить шаурму самому дома

4. Время мацерации рекомендуется в течении 2-8 часов, в зависимости от окружающей температуры, т.е. чем она выше, тем короче мацерация. Но если её затянуть, то можно спровоцировать преждевременное брожение.

5. Сам яблочный сок должен обладать высокой плотностью, 1,050 SG как минимум, что позволит ему вытолкнуть пектиновый гель наверх. Так же, сок должен иметь низкую кислотность.
Использование ранних сортов яблок, практически всегда гарантирует неуспех процедуры кивинга. Но если кивинг получился неудачно, то можно получить просто отличный сухой сидр, и вы в конечном итоге ничего не теряете.

Нужно учесть, что ёмкость под сусло для кивинга должна быть заполнена не более, чем на 85%, т.к потребуется некоторое пространство для шляпы. Так же нужно приготовить часть сока для доливки ёмкости после декантации, т.к. около 20% сока будут потеряны в шапке.
Ёмкость во время кивинга герметически закрывать нет никакой необходимости, достаточно просто прикрыть крышкой.

Сразу после отжима сока, можно будет добавить PME. Количество указано на упаковке. Но это уже по желанию, если не уверены в природных энзимах.

Через два дня необходимо добавить хлористый кальций из набора для кивинга. Если использовать мел и соль, то добавлять в пропорциях по 40 грамм каждого на 100 литров сусла.

Если есть желание гарантированно обеспечить отсутствие брожения, то можно внести сульфиты, но это на любителя. Для этого производится сульфитация 50% дозировкой, от нормальной дозы. Это позволит потом использовать культурные дрожжи. Но здесь есть подводный камень. После добавки культурных дрожжей, весь смысл кивинга теряется, т.к. эти дрожжи в отличии от дикарей будут бродить до тех пор, пока есть хоть какой-нибудь сахар. Но если кому-то нужен кристально прозрачный именно сухой сидр, то почему бы и нет.
Где-то около недели после внесения кальция требуется для формирования геля, но всё это зависит от окружающей температуры и количества пектинов в сусле.

На 8-10 день начинается брожение, и сформированная шляпа, под действием углекислого газа начинает подниматься на поверхность.

Ещё через пару дней шляпа уже плавает на поверхности, и в этот момент может показаться, что уже можно переливать. Но это общая ошибка, сделать это слишком рано. Сначала нужно проткнуть шляпу, чтобы убедится в том, что сок под ней кристально чистый. В идеале лучше дать постоять в таком виде ещё пару тройку дней, и примерно на 15-16 дней сделать декантацию.

После декантации и установки гидрозатвора, сидр продолжает бродить. Но как правило, без привычной турбо-фазы. Это выглядит как медленное, вторичное брожение. Скорость брожения должна быть примерно 40-80 единиц (скорость вычисляется с помощью журнала в MS Excel файле, который можно скачать здесь: http://www.chelseagreen.com/. nMonitoring.xls ).
Если скорость выше, необходимо будет сделать стабилизационную декантацию. Если же брожение слишком медленное, то ускорить его можно поместив сусло в более тёплое место, или добавив немного питательных веществ для дрожжей. Добавление культурных дрожжей должно быть в самую последнюю очередь, и рассматривается как крайняя мера, т.к. велик риск того, что сидр выбродит полностью до сухого состояния.

Как только плотность достигнет примерно 1,030 SG, скорость брожения замедлится до 10-30 единиц. Если этого не произошло, то необходимо сделать декантацию или понизить температуру. Замерить плотность повторно нужно не раньше чем через 10-15 дней.

Такая скорость брожения должна держаться до тех пор, пока плотность не приблизится к требуемой. Например вы решили сделать полу-сладкий сидр, конечная плотность которого равна 1,015 SG, (что соответствует 15+15=30+(30/10)=33 грамма остаточного сахара на литр). Тогда стабилизационную декантацию нужно сделать, когда плотность на 2-4 единицы выше, чем требуемая, т.е. в нашем случае она должна быть 1,017-1,019. После чего, скорость брожения должна замедлиться до 5 единиц (падение плотности на 1 единицу за 20 дней). На этом этапе сидр может быть оставлен ещё на 2-3 месяца для созревания и стабилизации плотности до желаемого значения.

Когда скорость брожения упадёт до 4 единиц, значит пришло время разливать по бутылкам. В этом случае мы получим слабо газированный полу-сладкий сидр. Если есть желание получить более газированный сидр, то разливать по бутылкам нужно немного пораньше. Так же не будет лишним оставить бутылки ещё на какое-то время, для того чтобы прошла естественная карбонизация (при желании с последующим удалением осадка по технологии приготовления шампанского). Но следует учитывать, что такой сидр всё равно не может храниться вечно, и со временем он становится более сухим. Хотя в любом случае, он останется сладким значительно дольше, чем тот, который был приготовлен без кивинга или на культурных дрожжах.

И последнее, для замера плотности нужен ареометр с шагом 0,001, т.е. чтобы можно было прочитать разницу к примеру между 1,016 и 1,015 SG. Естественно, здесь для замера никакие яйца, и им подобные ареометры не годятся В идеале приобрести комбинированный ареометр со встроенным термометром, что поможет сразу делать коррекцию плотности по температуре.

Источник

Оцените статью