Как приготовить проект по русскому языку

Проект и исследования на уроке русского языка: различия и методика организации

В чем разница между проектом и исследованием?

В официальных документах часто встречаются понятия «проект», «исследование», «исследовательский проект». Но что значат эти термины?

Проект — это производство некоего продукта. Создание новых объектов и явлений, которых еще не существует, или модернизация уже известных объектов. Проектная деятельность предполагает наличие замысла и его реализацию. Перед учеником могут быть поставлены такие цели как «создать», «сконструировать», «достичь».

Исследование — это процесс получения знаний об окружающем мире и его конкретных явлениях. Результат исследования заранее неизвестен, он может быть отрицательным или не обладать практичной значимостью. Цели для ученика: «определить», «изучить», «получить данные».

Представленные формы работы часто совмещают. Например, можно спроектировать исследовательскую деятельность или провести исследование на одном из этапов создания проекта.

Проектная и исследовательская компетентности

Мы много слышим не только о проектах и исследованиях, но также о компетенциях и компетентностях. Компетенция предусматривает умение решать поставленные задачи по определенному алгоритму, причем это умение доводится до автоматизма. Компетентность — широкая осведомленность в определенном вопросе. Исследование и проектная деятельность — это сфера именно компетентностей (очевидно, что здесь требуется не просто работа по алгоритму). Например, исследовательская компетентность включает наличие знаний, исследовательские навыки и опыт исследовательской деятельности. В процессе работы школьник раскрывает свой потенциал, глубже изучает предмет и при этом осваивает мастерство, которое наверняка пригодится ему в будущей работе.

Но откуда школьнику получить необходимые навыки, опыт и знания? Наша тема держится на трех столпах: ученик, учитель и учебник. Ученик и учитель оба должны быть исследователями, дополнять друг друга. Взаимодействие выстраивается на уровне субъект-субъектных отношений, при этом во главе находится заинтересованность и инициативность ученика. Дополнением тандема является учебник, он представляет авторскую концепцию предметного вопроса, дает актуальную адаптированную информацию, возможные схемы работы и готовые темы.

Как проекты и исследования представлены в учебниках по русскому языку

Темы проектов и исследований

Примеры из УМК «Русский язык» под ред. А.Д. Шмелева (комплект включает брошюру с проектными заданиями):

  • История письменности
  • Веселая лингвистика в рисунках
  • Мой словарик ошибок
  • Конкурс презентаций (таблиц) по грамматическим темам
  • Современные номинации в нашем регионе: истории возникновения
  • Народная этимология
  • Правила пользования мобильным телефоном в общественных местах
  • Диктанты «На засыпку»
  • Слова — символы в культурах народов России
  • Междометия для выражения эмоций, команд, приказов
  • Невербальные средства общения и их основные характеристики
  • Рисуем фразеологизмы
  • Сборник языковедческих задач
  • Полезные советы по написанию сочинения
  • Кроссворды по русскому языку
  • Задания с крылатыми выражениями
  • Речевые ошибки ведущих теле- и радиоканалов
  • Тенденции изменения русского языка в XXI веке
  • Мимика и жесты в разных культурах
  • Язык рекламы
  • Частотность употребления слов (тематических групп)

Материалы и идеи для проектов

Пример задания из УМК «Русский язык» 8 класс под ред. М.М. Разумовской, рубрика «Учимся создавать рассуждение — доказательство»:

Перед вами материалы к рассуждению на тему «Нужно ли в наши дни читать книги?». Прочитайте эти материалы; если вы согласны с высказанным тезисом, добавьте свои аргументы. ; если же вы придерживаетесь другого мнения, приведите свои доказательства + (оформите это в виде журнальной статьи, очерка, материала для дискуссии, создайте модель дискуссии).

Пример задания из УМК В.В. Бабайцевой «Русский язык» 10-11 классы, углубленный уровень:

Прочитайте памятку Д.С.Лихачева «Будьте осторожны со словами». Согласны ли вы с тезисами? Какое положение вам кажется наиболее удачным? Почему? Составьте тезисы к параграфу 31. Используйте советы Д.С.Лихачева при составлении тезисов.

Матрицы проекта и исследования

В процессе работы можно использовать матрицы, которые учитель или ученик заполняют по мере продвижения. Представляем примеры таких матриц.

выделить нерешенную проблему, актуализировать недостающие знания

Читайте также:  Как приготовить кашу геркулес для ребенка

определить цели и задачи проекта

выполнить промежуточные этапы

обсудить и проанализировать результаты

сделать окончательные выводы

создать модель, провести презентацию, найти практическое применение

Источник

Мастер-класс по русскому языку «Создание проекта»

Цель данного мастер-класса – представить методику работы по созданию учебного проекта.

Задачи : — смотивировать участников на принятие данной технологии;

— создать условия для активного взаимодействия ведущего и участников

Целью фрагмента занятия является создание проекта — Энциклопедия слова «любовь».

Задачи: — изучить слова как языковую единицу;

— совершенствовать навыки работы со словарями;

— воспитывать интерес к слову.

Этот проект является одним из видов словарной работы. Работа заключалась в том, что слово рассматривалось с разных сторон (происхождение, значение, грамматические, орфографические, лексические свойства слова).

Участникам были даны задания поискового характера, которые позволяют работать со словарями, энциклопедиями, справочными пособиями.

Данная форма работы способствует не только формированию различных компетенций (коммуникативных, языковых, лингвистических и культуроведческих), но и развивает познавательный интерес, воспитывает любовь родному языку.

Структура занятия предполагает его построение в несколько этапов, которые мне удалось реализовать: мотивационный; организационный, поисково-исследовательский; заключительный.

Считаю, что поставленные цели перед занятием успешно достигнуты. Удалось создать благоприятную психологическую обстановку, сформировать комфортные способы взаимоотношений между участниками. Сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроения и самочувствия мне удалось.

Для достижения максимального результата я использовала словесные, наглядные, практические методы.

Форма организации занятия – групповая.

На предпоследнем этапе внимание обращено на психологические основы общения, так как считаю, что мастерство учителя определяется его мастерством не только профессиональным, но и мастерством общения с «учеником». Этот вид упражнения способствовал поддержанию положительного эмоционального настроя.

На итоговом этапе участники получили возможность указать на успехи мастер-класса .

-Здравствуйте! Сегодня мастер-класс проведу я, учитель языка и литературы МОКУ ООШ с. Старотураево Ахтареева Айгуль Айратовна. Тема моего мастер-класса «Создание проекта»

Девиз моей работы: «Помочь ребенку учиться легко и с удовольствием».

Для работы мне потребуется 5 групп.

Разрешите начать наше занятие со слов великого древнеримского поэта Горацио:

«Как листья ежегодно сменяются на деревьях, так и слова, прожив свой век, уступают место вновь нарождающимся ». Слайд1

В последнее время мы часто слышим такие мрачные, грустные слова. (кризис, безработица, инфляция и др.) Слайд 2

-Но есть такие слова, которые никогда не устаревают, они вечно молоды, красивы?

-Какие же это слова? (любовь, счастье, дружба, радость, весна, добро…) Слайд 3

Мы хорошо знаем смысл этих слов, что они нам дарят, что с собой несут. Но может быть, мы мало знаем о них, как о языковой единице? Это просто слова, но каждое из них таит в себе так много. Это мы и попытаемся доказать.

2. Сообщение темы.

Я приглашаю вас поработать над мини — проектом по теме: Энциклопедия слова — «любовь». Слайд 4

— Что такое энциклопедия? ( научное справочное пособие по всем или отдельно взятым отраслям знания, преимущественно в форме словаря)

3. Основная часть.

Каждый проект от возникновения идеи до полного завершения должен проходить ряд последовательных этапов. Давайте вспомним эти этапы.

Слайд5 (Этапы проектной деятельности. 1. Организация группы, выбор руководителя.)

Слайд 6 Для дальнейшей работы нужно распределить роли в группе. Выберите энциклопедиста (он будет руководить работой, следить за временем, защищать проект).Энциклопедиста вы выбрали. Вам ещё потребуются:

архивариус (изучает этимологию слова и его значение),

грамматик ( определит морфологические свойства),

орфограф ( подберёт родственные слова),

лексиколог (синонимы и антонимы).

Расставьте таблички в соответствии с занимаемой ролью.

— Тема известна, обозначим цель.

Цель – отражает конечный результат (нужно ответить себе и другим на вопрос о том,для чего я это делаю, какого результата хочу достигнуть)

По щелчку — Итак, наша цель – создать «Энциклопедию слова «любовь».

По щелчку- Сформулируем задачи . Задачи уточняют цель, описывают основные шаги.

— изучить слово «любовь», как языковую единицу.

— закрепить навыки работы со словарями

Слайд 8 Итак , следующее — выдвижение гипотезы ( предположение, рассуждение, догадка, ещё не доказанная) По щелчку

Предположим, что лучше рассмотреть одно слово с 10 разных сторон, чем 10 слов с одной стороны.

Слайд 9 Выбор приёмов исследования.

— Перед вами список доступных приёмов исследования. Выберите те, которые, как вы думаете, помогут проверить гипотезу, в данной обстановке.

-Покажите соответствующую карточку.

Читайте также:  Как приготовить говядину попроще

— Итак, для поиска информации вы воспользуетесь приёмами: подумай сам; посмотри книги (для этого на столах лежат словари, справочники); спроси у других (можете обратиться за помощью аудитории).

Слайд 10 У вас на столе план предстоящей работы . Ознакомьтесь с ним

1) Этимология слова и его значение.

2) Морфологические свойства.

3) Родственные слова.

4) Слово и его «друзья-синонимы», «враги- антонимы».

5) Творческие задания: (выполняете сообща)

Приступим к самому важному этапу создания проекта-Поисково – исследовательскому.

Для создания проекта даю 7 минут.

Пишем на заготовках. Всем удачи!

(под музыку выполняется проект) Слайд 12- музыка с заставкой

— Пока группа эффективно работает. Наших зрителей попрошу выполнить тоже одно задание.

Вспомните и запишите пословицы, поговорки, крылатые выражения со словом «любовь».

Мы подошли к этапу – защита проекта.

Главное условие – выход «продукта» деятельности.

Слово предоставляется каждому представителю группы

Слайд 14 IV . Рефлексия. «Свеча любви»

Посмотрите на доску. Что вы видите? Давайте на лучиках солнца запишем, что можно любить, кого можно любить?

Посмотрите, какая бывает разная любовь, но каждая любовь имеет свою ценность, она словно солнышко, которое освещает и согревает весь мир.

Любовь сравнивается с огнем, который горит в сердце.

Представьте себе, что любовь в нашем сердце подобна свече.

— Давайте зажжем свечу любви.

Посмотрите, огонь разгорается…все ярче и ярче.

Нам передается его тепло.

Этот свет заполняет все пространство вокруг.

Нам хорошо вместе и мы любим друг друга.

-Давайте начинать день с Любви, наполнять день Любовью, завершать день с Любовью.

Что мы почувствуем?

Завтра праздник День всех влюбленных, поэтому я хочу подарить вам частичку своей любви-валентинку

Я вижу, что занятие состоялось, но на этом останавливаться нельзя, а необходимо продолжать свою творческую деятельность

Источник

Индивидуальный проект по русскому языку

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»

Предметная область : русский язык

Как хорошо уметь грамотно писать!

Подготовила : ученица 3 б класса

Руководитель : учитель начальных классов

2.1 Результаты анкетирования……………………………………………6 — 7

4 Информационные источники……………………………………………..20

Изучение русского языка

Нелегко нам даётся пока.

Но идёт по земле новый век,

Должен грамотным быть человек!

Тема проекта: Как хорошо уметь грамотно писать!

Цель : научиться выполнять письменные работы без орфографических ошибок.

Проанализировать слова, которые мною были написаны с ошибками, и выяснить причину, почему я допустила эти ошибки.

Подумать, как можно организовать работу над ошибками.

какие ошибки они допускают;

как организуют работу над своими ошибками.

Узнать высказывания и советы:

великих людей, взрослых из моего окружения о грамотности.

Гипотеза : Грамоте учиться — всегда пригодится.

Значение слова «Грамотный» известно всем с детства, но я решила проверить свои знания, прочитав статьи в различных толковых словарях. Словари известных авторов дают близкие по смыслу толкования:

Слово Грамотный в словаре Н.Ф. Ефремовой

Умеющий читать и писать (о человеке).

перен. Обладающий необходимыми знаниями, сведениями в какой-л . области; знающий.

Не содержащий грамматических и стилистических ошибок, соответствующий нормам литературного языка.

Сделанный, выполненный и т.п. со знанием дела, в соответствии с основными требованиями данной области знаний; правильный.

Слово Грамотный в словаре Д.Н. Ушакова

ГРА́МОТНЫЙ, грамотная, грамотное; грамотен, грамотна, грамотно.
1. Умеющий читать и писать. Грамотный крестьянин.
2. Умеющий грамматически правильно писать. Грамотный писарь.
Написанный без ошибок. Грамотное письмо.
3. перен. Умелый, осведомленный в чем-нибудь. Грамотный инженер. 3

Выполненный с известным мастерством и знанием дела. Вполне грамотная работа. Рисунок грамотен.

Значит, следуя гипотезе, я могу сделать первый вывод :

Если я стремлюсь научиться писать грамотно, это поможет мне овладеть знаниями и умениями в разных областях жизни.

Вопрос грамотного письма, конечно же, волнует и нашего учителя.

После каждой поверочной работы, диктанта мы в классе организованного проводим традиционную работу над ошибками с объяснением, подбором проверочных слов на изученные орфограммы. На занятии по внеурочной деятельности «Учусь создавать проект» каждый ученик нашего класса выбрал слово и выполнил проект «Работа над словом» по коллективно составленному плану (Приложение 1).

После диктанта по Ю. Куклачёву, учитель предложил провести не традиционную работу над ошибками, а «нарисовать» диктант (Приложение 2). Мы рисовали сюжет диктанта, изображённое слово записывали без ошибок. Рассматривая наши рисунки, мы обратили внимание, что ошибок в словах не было допущено, в сравнении, когда мы работаем над ошибками в тетради. Я решила попробовать дополнительно поработать над своими ошибками, используя рекомендации учителя :

Читайте также:  Что можно приготовить мучного без духовки

Просмотрела свои письменные классные, проверочные, самостоятельные, творческие работы.

Выписала слова, в которых допустила ошибки.

Разделила их на две группы: а) Слова, с изученными нами орфограммами; б) Слова с орфограммами, которые мы не изучали.

А) Ошибок я допускаю немного, орфографические правила знаю, умею их применять.

Б) Но я невнимательная во время самопроверки слов с изученными орфограммами.

В) А также невнимательно слушаю, когда учитель читает орфографически слова с не изученными нами орфограммами.

На основании этих выводов, я решила спросить одноклассников : Какие ошибки допускают они? Почему? Используют ли опыт, предложенный учителем самостоятельно? С учителем мы разработали анкету, на вопросы которой отвечала и я. (Приложение 3).

В классе по списку 29 чел.

Анкетируемые – 28 чел.

Отсутствующие — 1 чел.

Хочешь ли ты научиться грамотно и красиво писать?

А) да – 28 чел. б) нет — 0 чел. в) мне всё равно -0 чел.

2. Почему ты допускаешь ошибки в письменных работах по русскому языку?

А) Я бываю невнимательным- 28 чел.

Б) Я не очень хорошо знаю правила — 1 чел.

В) Я допускаю ошибки в словах на не изученные нами правила — 1 чел.

Г) Мой вариант ответа: Я не запоминаю слова — 1 чел.

3. Что ты будешь делать, чтобы научиться грамотно и красиво писать?

А) Буду слушать учителя, и быть внимательным – 10 чел.

Б) Буду стараться красиво и грамотно писать, думать -11 чел.

В) Буду много писать диктантов – 8 чел.

Г) Буду запоминать, как пишутся слова – 3 чел.

Д) Буду больше читать – 7 чел.

Е) Буду продолжать изучать русский язык и его правила – 2 чел.

Ё) Буду внимательно проверять свою работу – 3 чел.

Ж) Буду работать над собой, идти к цели, стремиться к лучшему – 4 чел.

З) Буду учить правила и подбирать проверочные слова – 7 чел.

И) Каждую работу буду выполнять, как контрольную – 1чел.

К) Буду каждый день заниматься понемножку – 2 чел.

Л) Буду вдумываться в смысл слова – 1 чел.

Проанализировав ответы своих одноклассников, мною были сделаны следующие выводы:

На вопрос : Хочешь ли ты научиться грамотно и красиво писать?

Все ребята нашего класса хотят быть грамотными, а значит у нас общая цель и интересы.

На вопрос : Почему ты допускаешь ошибки в письменных работах по русскому языку?

Мы единогласно назвали причину наших ошибок в письменных работах – невнимательность.

На вопрос: Что ты будешь делать, чтобы научиться грамотно и красиво писать? Мои одноклассники и я перечислили много учебных действий, которые помогут нам быть грамотными. Больше всего ответов – это быть внимательными и старательными.

На вопрос : Что ты будешь делать, чтобы научиться грамотно и красиво писать? Мы с одноклассниками дали 12 ответов. Некоторые предложения даны 1-2 учениками, но они порадовали нашего учителя и родителей, потому что они являются постоянными их рекомендациями и советами. Значит, среди нас есть внимательные ребята.

Какие же мои действия по устранению орфографических ошибок?

Некоторые предложения одноклассников по устранению ошибок мне близки:

В свободное от учёбы время я много читаю. Во время чтения книг стараюсь читать слова правильно, запоминать их орфографическое написание.

Дополнительно занимаюсь английским языком.

Старательно выполняю домашние задания по всем предметам.

По рекомендации учителя иллюстрирую слова, в которых допустила ошибки. В момент рисования происходит длительная по времени работа над словом, которая позволяет во время написания диктантов и изложений, вспомнить какой предмет или часть этого предмета исправляет допущенную мною ошибку.

Слово «со л нце». Я не написала букву «л». С правилом правописания непроизносимых согласных мы будем знакомиться чуть позже, а слово встречается часто. Чтобы

запомнить его написание, я использовала однокоренное уменьшительно-ласкательное слово «со л нышко», где «л» звучит ясно. Буква «О» — солнце, а буквы изображают его лучи.

Слово «настр о ение». Я решила подумать над значением слова. Толкование слова «настр о ение» — это настр о иться на что-то, сделать лучше, собраться с мыслями на работу для хорошего результата. В словах «настроиться, настрой» — гласная «о» ударная.

Источник

Оцените статью