- Чай с пшеном у казахов как приготовить
- Главные новости Актобе, Казахстана и мира
- Главные темы
- Последние новости
- Просо из казана
- Казахская кухня: «Чайная церемония». Часть 2.
- 7 традиций казахов, которые не перестают удивлять иностранцев
- 1. Чайная традиция
- 2. Употребление конины
- 3. Шашу
- 4. Бет сипау
- 5. Сүйінші
- 6. Көрімдік
- 7. Сарқыт
Чай с пшеном у казахов как приготовить
Posted by kazakh on Вторник, Январь 10, 2012 · 2 комментариев
Казахское национальное лакомство Тары
Это казахское национальное лакомство, подается к чаю и обладает особым вкусом.
Оригинальность этого блюда состоит в том, что оно является весьма полезным для пищеварительной системы человека, ведь тары – это обработанное вручную просо, технологический процесс приготовления которого очень непрост, а полезность круп всем давно известна.
Сначала обязательно вручную собранное просо – кельдек – отваривают в большом казане, затем высушивают и просушенные зерна с шелухой обжаривают в прокаленном казане. После этого в ступе отделяют скорлупу от зернышек, тщательно прочищают зерна от плевел путем выдувания. Наши бабушки трудились над этим процессом, находя подветренную зону на улице.
Позднее, уже наши мамы (не без помощи пап ), этот процесс автоматизировали с помощью кастрюль с центрифугой и уже обходились без бабушкиной ступы, очень напоминающем нам в детстве ступу Бабы Яги . В современных условиях наши народные умельцы приспособили для этого движок от советской стиральной машины с переключателем-реле.
После очистки от кожуры, просо еще раз обжаривается в прокаленном казане и остуженный готовый продукт называют тары.
В процессе приготовления просо не теряет своих ценных свойств и при этом приобретает особый вкус. До сегодняшнего дня тары очень популярен в Актюбинской области (на Западе Казахстана), в Талдыкоргане и Кызылорде (на юге Казахстана). Ни одно чаепитие не обходится без них в этих регионах.
Тары обычно кладут в чай с молоком небольшими порциями – 2-3 чайные ложки, выпивают чай, затем уже не сильно твердый тары съедают с молоком, сметаной или со сливочным маслом. Получается блюдо два в одном – и вкусный напиток, и прием небольшого количества крупы для хорошего пищеварения. Тары, помимо ценных питательных свойств, очищает стенки кишечника, как своеобразный щадящий абразив.
Наши бабушки использовали тары для прикорма младенцев, если у матери не хватало молока – варили свежее коровье или козье молоко с добавлением небольшого количества тары. Ребенок получал достаточно калорийное питание, хорошо спал и прибавлял в весе.
В следующих статьях узнаете о том, как готовят жент – не менее вкусное лакомство, приготовленное на основе тары другие блюда казахской кухни.
Источник
Главные новости Актобе,
Казахстана и мира
КОРОНАВИРУС В КАЗАХСТАНЕ: 900 121 СЛУЧАЙ, 841 255 ВЫЛЕЧИЛИСЬ, 11 459 УМЕРЛИ. ПНЕВМОНИЯ С 1 АВГУСТА: 76 906 СЛУЧАЕВ, 4 887 УМЕРЛИ
Главные темы
Последние новости
20.03.2013 • 44028 просмотров
Просо из казана
Настоящий тары на базаре не купишь. Его надо делать своими руками, cчитает Кымбат Сеилханова. В Баскудуке, откуда она родом, тары умеет делать любая хозяйка. Нужны только казан, печка, келi-кельсап и дермен.
Настоящий тары на базаре не купишь. Его надо делать своими руками, cчитает Кымбат Сеилханова. В Баскудуке, откуда она родом, тары умеет делать любая хозяйка. Нужны только казан, печка, келi-кельсап и дермен.
Март для Кымбат Сеилхановой – горячая пора. В Кызылжаре, куда она вышла замуж почти 20 лет назад, тары делают далеко не в каждом доме. А какой наурыз-коже, да и вообще праздничный стол без этого продукта? Вот и просят Кымбат односельчане приготовить тары. Жареное просо у нее получается янтарного цвета, а вкус – не передать. В прошлую субботу корреспондент «Д» готовила тары вместе с Кымбат.
– На газплите тары не готовят, только в казане, – говорит Кымбат. – Я пользуюсь им и зимой, и летом, супруг приспособил во дворе навес.
С этими словами Кымбат идет на свое обычное «рабочее» место. В печи вовсю полыхает огонь. На нем 80-литровый казан. Хозяйка наливает 3 ведра воды, через 15 минут вода закипает.
– Самое время сыпать тары, – говорит хозяйка. – Проса надо втрое меньше, чем воды, – 1 ведро. Чтобы зерна варились равномерно, их помешиваем. Отходы, которые всплывают, убираем.
У Кымбат все получается ловко. Прямо как когда-то у моей бабушки. Но у каждой хозяйки свои секреты.
– Я после варки тары трижды промываю в холодной воде, – говорит Кымбат. – Потом высыпаю зерна на сетку, чтобы они просушились. Если попадаются совсем размякшие крупинки, убираю.
Еще 15 минут и перебранное просо снова отправляется в казан. На этот раз без воды. Тары будет жариться. Чтобы зерна не пригорели, их снова помешивают.
На жарку у Кымбат уходит минут 15. Потом продукт отправляется в большую чашку. Как только остынет, небольшими порциями его высыпают в келi – деревянную ступу.
– Келi мне когда-то сделал отец, – рассказывает Кымбат. – В семье у нас было 8 детей, три – девочки. Каждой отец смастерил и ступу, и дермен – жернова, чтобы делать талқан. Говорил: пользуйтесь и голодать не будете. Так и получилось. Готовка тары стала теперь основным моим занятием, приносит небольшой доход. Я и не думала его продавать. Люди сами стали приходить. Когда готовишь, запах стоит на всю округу. Сначала мне на обмен предлагали молоко, айран, потом деньги. На базаре я не торгую. Товар разбирают из дома, делают заказы.
Один удар по ступе, второй… И так минут 10. Кажется, шелуха отделилась наконец от проса. Ее выгребают, в ступу насыпается новая порция, потом опять. Слышно только как Кымбат ударяет пестом о ступу.
– Мне не трудно, – улыбается она. – Целыми днями в движении, зато нет остеохондроза.
Все просо через час провеивается на ветру вручную. Потом снова проходит через ступу, пока шелухи не осталось совсем, и снова провеивается. Но бежать за ложками рано. Тары надо просеять через 3 сита. Убрать камешки и брак. Только через 3 часа мы заходим в дом с ведром тары. Вернее, с половиной ведра. Половина ушла в отходы.
– У нас 4 детей, – говорит хозяйка. – Все любят тары. Даже маленькая Аягоз. Сейчас приготовлю для нее талқан. Дермен когда-то мне тоже смастерил отец. Талқан на нем получается мелкий и вкусный. Из талкана на праздник я сделаю жент, надо только добавить масло и изюм. А тары, конечно, пойдет в наурыз-коже.
вице-президент Казахской академии питания, профессор:
– Тары – уникальный продукт. В нем содержится до 4% жира, кроме этого есть незаменимые аминокислоты. Белок проса содержит лизин, лейцин, метионин, треонин, которые в дефиците у жителей Казахстана. В тары есть витамины А, В1, В2, В6, В9, Е, РР, микроэлементы – железо, кремний, калий, кальций, натрий, фосфор и сера. Кто ест тары, будет здоровее.
Источник
Казахская кухня: «Чайная церемония». Часть 2.
Казахи пьют чай «не разбирая времени и места, перед всем и после всего», — писал М.Я. Киттары еще в середине ХIХ века. И в правду, если посмотреть, когда казахи пьют чай, то строго установленных правил для этого нет: его пьют и до, и после основной трапезы, сам по себе, по разным поводам. Здесь действует только одно правило – ни одно угощение не обходится без чая….Приветствую Вас, Друзья Мои! Продолжаю тему «Чайной церемонии по-казахски»:)) начало, которой можно прочитать здесь
В обычной повседневной жизни чаепития устраивают оочень часто, например, при обычных визитах соседей или близких знакомых, чтобы душевно поговорить с друзьями, просто посидеть своей семьей. Чаепитие может выступать как отдельный прием пищи, например, завтрак. Как я уже писала в первой части, за завтраком обычно выпивается по 3-4, а то и больше чашке чая. Чаепитие как обязательная составная часть трапезы неперменно включена в традиционные угощения, сопровождающие многочисленные обряды казахов. Оно непременно открывает любое традиционное застолье. За чаепитием, после омовения рук, следует подача мяса. В конце трапезы раньше подавали кумыс иногда так оно и происходит и по сей день, например во время оразы, а иногда вместо кумыса опять устраивают чаепитие.
В зависимости от ситуации чаепитие может быть долгим или быстрым. Например, приехавших сватов сразу же угощают чаем и сидят с ними долго, разговаривают. Однако о цели приезда в это время говорить не принято, главные разговоры откладывают на время после окончания трапезы. Лишь тогда можно поинтересоваться: «Есть ли у вас какие-нибудь просьбы или поручения ко мне?».
Быстрые чаепития устраивались в тех случаях, когда в дом должно было прийти много людей, но не одновременно, – поздравить или выразить соболезнования. Тогда у нас происходит непрерывное чайное производство. Бывает так, что не успеют принести полный чайник чая, как надо уже приносить новый. В это время, самое главное не задерживать, потому что у нас не пьют холодный чай, необходимо, чтобы он всегда оставался горячим.
Для хранения чая у казахов существовали маленькие сундуки – шай сандык – деревянные, часто на ножках с петлей и замочком. Я помню, у моей бабушки был такой же, он и поныне есть, только там уже будут копаться мои детиJ) В нем хранилось все, что нужно для чаепития: помимо самого чая, сладости, сахар, печенье, конфеты. Особенно мы всегда в нем искали сладости:) А теперь я расскажу как пили и пьют чай казахи :))
С молоком, солью и талканом (перемолотое зерно пшеницы)
Сегодня мы, пьем черный чай с молоком, но так было не всегда. На способы заваривания чая у казахов оказали влияние традиции чаепития тех народов, у которых мы заимствовали чай. Северные казахи, в том числе букеевские, к которым чай пришел от татар и русских, по-видимому, поначалу пили черный чай без молока. Казахи, соседящие с калмыками, пили так называемый «калмыцкий чай» — с молоком, маслом и солью (мои бабушки частенько клали в чай масло, так, они считали, оно помогало им оставаться здоровыми) Казахи Алтая и до недавнего времени добавляли в чай, помимо молока, сливки, сметану, талкан, сало, соль или сахар. Казахи юго-западных районов Казахстана, как и туркмены северо-западной Туркмении, особым образом, заправляя его горячим жирным верблюжьим молоком. Молоко, используемое сегодня казахами, как правило, коровье и, как у всех кочевников, пресное кипяченое, часто с добавлением топленых сливок. Заварку не только заливают кипятком, но и кипятят, «томят», поэтому предпочитают заваривать чай в металлических чайниках. В Западном Казахстане во время чаепития заварочный чайник все время стоит на огне. Считается, что чай, приготовленный на углях, очень вкусен; подать такой чай гостям значит выказать им свое уважение.
Воду для чая традиционно кипятили в самоварах, которые появились у казахов вместе с чаем. Чай из самовара считается «почетнее», чем из простого или электрического чайника. Летом мы частенько пьем на свежем воздухе чай из самовара. Думаю, этот метод также был заимствован у России.
Сегодня самый распространенный способ заваривать чай следующий. В заварном чайнике делают крепкую, свежую, обязательно горячую заварку, для чего этот чайничек держат на маленькой электрической плитке. Рядом с хозяйкой также находится какая-нибудь посудина с кипяченым молоком и кипящий самовар. Сначала в пиалку (кесе) наливают молоко (обычно его разливают деревянной ложкой, и тогда это одна полная ложка), затем через ситечко чай из заварного чайника, а потом добавляют кипяток из самовара. Соотношение заварки и кипятка устанавливается «по ощущению», поэтому каждый раз чай имеет несколько иной вкус.
Традиционно с чаем употребляли зерновые кушанья – тары (пшенное толокно) и талкан. Продукты земледелия относительно поздно вошли в казахское меню, и поэтому до сих пор сохранились архаичные формы их использования. Первым зерном, ставшим известным казахам и занявшим затем основное место в их кухне как национальный злак, было просо. Тары – это пшено, которое дома готовят из особым образом прожаренного проса. Мелко дробленое тары называется талкан (его делают также из ячменя и пшеницы). Тары добавляют в пиалу с горячим чаем. Талкан можно есть со сметаной, которую тоже в пиалах ставят на дастархан, или добавлять в чай. Часто талкан со сметаной, дают маленьким детям – и питательно, и жевать не надо. Сейчас эти продукты по-прежнему активно употребляют казахи в районе Алтая. А вот в Поволжье, крупных российских городах, как мне известно, такие добавки к чаю стали лакомством, гостинцем, привезенным из Южного Казахстана.
Во многих районах, населенных казахами, к чаю непременно подают молочные продукты: балкаймак – сливки, томленые на огне (сгущенка по-казахски), сушеный сыр, курт, сыкпа и иримшик (вид творога) из пресного молока. Из иримшика делают коспа – истолченный сыр смешивают с просяной, ячменной или пшеничной мукой, заливают маслом, добавляют сахар, казахская национальная сладость.
«Сый-акы шай» — Чай «с уважением»
Существовуют некоторые особенные правила «чайной церемонии». По традиции, ну и как у всех народов Центральной Азии, пиалу не положено наливать до краев: чем меньше чая наливают в чашку, тем больше уважения оказывается гостю. Но опять все зависит от региона в каком вы находитесь. На сереве вам нальют чая в пиалу немного больше чем в южных районах и количество чая «с уважением» разное. Но никогда не наливают до краев.Это объясняется тем, что если чая наливать много, то это будет воспринято так, как будто ты хочешь, чтобы гость скорее ушел. Чем меньше чая наливают, тем чаще его подливают, и у гостя всегда горячий чай; а чем чаще подливают чай, тем больше демонстрируется забота о госте. Ну на этом пока все.В своем следующем посте я расскажу, как именно происходит чаепитие :))
Источник
7 традиций казахов, которые не перестают удивлять иностранцев
Понять и принять казахские обычаи очень трудно, если даже однажды побывать в Казахстане.
У представителей других национальностей и гостей из-за рубежа просто в голове не укладывается как можно пить такое огромное количество чая и употреблять в пищу конину – это величественное животное. А еще делать деньги из воздуха, сообщив хорошую новость.
Итак, начнем по порядку.
1. Чайная традиция
Казалось бы, эта традиция должна родиться в стране, которая имеет огромное количество чайных плантаций, ну куда деваться местному населению, не пропадать же урожаю? К примеру Китай считается одним из мировых лидеров по производству чая, так что с ними все понятно. Но, казахи, не имея ни одного чайного поля просто литрами пьют горячий бодрящий напиток, причем в любое время суток. Чайная церемония применима в любой «непонятной ситуации», заехал к казаху забрать какую-либо вещь по пути, тут же поступает предложение «шай ішпедік пе?», пришел навестить старого знакомого, опять «пьем чай». Отчасти это и является некой лептой в гостеприимстве дружного казахского народа.
Но больше всего удивляет гостей из-за зарубежья, что чай умудряются пить, добавляя в него молоко, сахар, сметану, соль, тары, талқан. И да, пьют его не из полулитровых стаканов, а из «кесе», чай должен быть с «правильным» коричневатым цветом. А еще в знак уважения к гостю, чай наливают буквально на пару тройку глотков, налить молочный напиток дополна, означает неуважение.
2. Употребление конины
Иностранцы за головы хватаются, когда казахи с большим аппетитом едят конину – это величественное животное. У казахов все просто, можно покататься на лошади, а потом ее съесть. Как тут не испугаться? Но в Казахстане конина считается легкоусвояемым и полезным продуктом питания. Одно из традиционных блюд «бешбармак», которое готовят уважаемым гостям, подается именно с кониной и қазы.
3. Шашу
Это очень удивительная традиция. Да, да! Всевозможные сладости, конфеты, печенья кидают прямо в лицо. В общем это называется «шашу». Осыпают гостей монетами и сладостями при значимых событиях, таких как, когда роженицу выписываю из роддома, когда приезжают на сватовство, когда режут путы ребенку или же просто отмечают 40 дней со дня рождения малыша. Такой обряд символизирует достаток, сладкую жизнь, изобилие и удачу. Примечательно то, что, если конфеты не удалось поймать, их нужно собрать и унести с собой, по поверьям ты уносишь с собой «изобилие». Эту традицию очень любят дети, а осыпанием занимаются женщины.
4. Бет сипау
Тут многим иностранцам вовсе не понятно зачем казахи поглаживаю лицо, после «бата»- благословения. Казахский народ очень щедрый на хорошие пожелания и поэтому слова благословения могут звучать очень часто за дастраханом по любому случаю: закончился учебный год у ребенка, зовут гостей, готовят угощения и перед началом трапезы произносят «бата». Принято добрые пожелания произносить взрослым. Во время напутствий присутствующие должны складывать ладони в виде чаши, во время пожеланий как-бы чаша наполняется благодатью, а далее по окончанию «бата» руками проводят по лицу, то есть согласно поверьям, человек впитывает в себя все сказанное. Также нельзя покидать застолье, не дав «бата» за приготовленное угощенье.
5. Сүйінші
Если казахи дают вознаграждение за хорошую новость, не стоит отказываться, на это и существует такая традиция, как сүйінші (дают тем, кто несет хорошую весть). Так казахи выражают благодарность за радостную весть. Традиция актуальна по сей день, если вы узнали первыми, что родился ребенок, то смело можете рассказывать эту новость близким и просить сүйінші. К слову, иностранцы это вовсе не могут понять, ведь так можно неплохо «зарабатывать». И да, настоящие казахи щедры к услышанному, дают деньги не скупясь.
6. Көрімдік
Эта еще одна традиция, когда казахи умудряются делать деньги из воздуха. Көрімдік считается денежным подарком. Если ты впервые увидел у своего друга новое авто – дай ему көрімдік. Шустрые казахи умудряются брать деньги даже за полученный диплом, выигранное соревнование и даже за новое красивое платье. Если вы намерены разорить иностранца, то сначала можете спросить у него «сүйінші» за хорошую новость «окончил вуз с отличием», а потом и «көрімдік» за показанный красный диплом.
7. Сарқыт
До сих пор ни один иностранец не поймет, для чего после шумного застолья, свадьбы или юбилея гостям дают с собой угощение – сарқыт. И да, никто не церемонится, все складывается в один пакет, если там будут лежать нарезанные фрукты, конфеты, бауырсаки и даже мясо. Кстати не бывает казаха, который откажется от угощения – ведь на следующий день не придется готовить.
Источник